ГОЛОВА
Введение. Электростимуляция субталамического ядра (STN) считается общепризнанным эффективным и безопасным методом лечения развернутых стадий болезни Паркинсона. Классическим методом интраоперационной верификации цели является сочетание микроэлектродной регистрации (МЭР) с интраоперационной стимуляцией. Появление высокопольных томографов, новых последовательностей и способов компьютерной обработки полученных изображений ставит вопрос о возможности проведения операции, основываясь только на данных нейровизуализации без использования интраоперационной верификации структуры-мишени.
Цель исследования: анализ сопоставимости данных 3Т МРТ и МЭР в определении границ STN у пациентов с болезнью Паркинсона.
Материал и методы. В исследование было включено 20 пациентов, которым проводилась 3Т МРТ для предоперационных расчетов для проведения имплантации электродов для хронической электростимуляции в STN. Мы определили верхнюю и нижнюю границы 40 субталамических ядер в режимах Т2 с высоким пространственным разрешением и SWAN и сравнили эти данные с результатами, полученными во время операции с помощью МЭР.
Результаты. Расхождение между данными МЭР и 3Т МРТ при определении верхней границы STN составило 1,2 мм в режиме SWAN и 1 мм в режиме Т2. Нижнюю границу STN удавалось определить с точностью 0,85 в режиме SWAN и 0,75 мм в режиме Т2. Группы не отличались между собой статистически достоверно (Wilcoxon sign-rank test, p > 0,05).
Заключение. 3Т МРТ с высоким пространственным разрешением демонстрировала высокую сопоставимость с данными МЭР в определении верхней границы, нижней границы и середины STN, что позволяет использовать ее в качестве метода прямой визуализации STN.
Цель исследования: оценить влияние совмещения МР- и интраоперационных КТ-последовательностей, выполненных при планировании стереотаксической биопсии, на результативность гистологического диагноза и безопасность стереотаксической биопсии.
Материал и методы. В работу включены данные 170 пациентов (95 мужчин и 75 женщин), которым по различным причинам в 2019 г. выполнена стереотаксическая биопсия на аппарате Cosman–Roberts– Wells® (CRW®) фирмы Integra LifeSciences Corporation. Возраст пациентов 7–69 лет. В 80 наблюдениях для совмещения изображений интраоперационной КТ головного мозга с данными предоперационной МРТ в различных режимах, для выбора точки мишени, траектории забора материала и места входного отверстия использовали программу NeuroSight Arc®.
Результаты. Из 80 пациентов, у которых мы использовали совмещение КТ и МРТ, только у 1 пациента не удалось получить гистологический диагноз. В группе из 90 пациентов, которым для расчетов проводилась только интраоперационная КТ, в 3 случаях не удалось получить гистологический диагноз. В группе из 80 пациентов не отмечалось геморрагических осложнений. В группе из 90 пациентов, которым выполнялась только интраоперационная КТ, в 3 случаях были выявлены внутричерепные гематомы, потребовавшие хирургического вмешательства.
Заключение. Использование современных методов нейровизуализации, таких как МРТ и ПЭТ-КТ, в планировании и проведении стереотаксической биопсии повышает ее информативность и снижает риск развития постоперационных осложнений.
Цель исследования: проанализировать последние исследования, относящиеся к вопросам применения компьютерной томографии (КТ) при черепно-мозговой травме (ЧМТ) у детей раннего возраста.
Результаты. ЧМТ – одна из частых причин смерти и инвалидности у детей. Детская ЧМТ связана с рядом характеристик, отличающих ее от взрослых. Это обусловлено возрастными анатомо-физиологические различиями, зависящими от физического состояния ребенка и трудностями с неврологической оценкой у детей. Дети раннего возраста проявляют специфические патологические реакции на ЧМТ с четкими сопутствующими неврологическими проявлениями. В этом обзоре представлена важная информация о текущих аспектах использования КТ при всех видах изолированной тупой ЧМТ у детей в возрасте от рождения до 3 лет с учетом особенностей, соответствующих возрасту в условиях неотложной помощи. Хотя механизмы ЧМТ у раннего возраста аналогичны взрослым, визуальные проявления травм головы у детей имеют свои особенности из-за развивающегося мозга и свода черепа. Основная роль радиолога – определить и охарактеризовать тип и степень тяжести травмы головы, чтобы помочь правильному ведению пациента. Исходя из информации, полученной при КТ, зная механизм ЧМТ у младенцев и детей раннего возраста, радиологи играют ключевую роль как в диагностике, так и в выборе эффективного лечения и улучшении результатов лечения и исходов.
Заключение. КТ головы с многоплановыми и 3D-реконструкциями в настоящее время заменила рентгенографию черепа при подозрения на ЧМТ и стала важнейшим диагностическим методом у пациентов с ЧМТ в условиях неотложной помощи. Рентгенограммы не добавляют дополнительной диагностической информации и могут быть исключены из исследования в случае проведения КТ с 3D-реконструкцией.
ШЕЯ
В статье приводится опыт применения классификации TI-RADS (2020) при проведении мультипараметрического ультразвукового исследования щитовидной железы 60 пациентов с последующей морфологической верификацией путем тонкоигольной аспирационной биопсии. Освещены проблемы и трудности, которые могут возникнуть у врача ультразвуковой диагностики при стратификации узлового образования при использовании данной классификации и возможные пути их решения.
ГРУДНАЯ КЛЕТКА
Классификация опухолей легкого, плевры, тимуса и сердца опубликована Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2015 г. В ней представлен совершенно иной подход к аденокарциноме по сравнению с классификацией ВОЗ 2004 г.
Аденокарцинома – наиболее распространенный гистологический тип рака легких.
Междисциплинарная классификация основана на консенсусе между онкологами, торакальными хирургами, пульмонологами, патологами, молекулярными биологами, рентгенологами, радиологами и определяет широкий спектр типов аденокарциномы и подтипов с различным прогнозом и лечением. Они сопровождаются разнообразными проявлениями и особенностями при компьютерной томографии, которые обычно коррелируют с гистопатологическими данными, подчеркивая одну из ключевых ролей врача-рентгенолога в диагностике и лечении таких пациентов.
Целью работы является ознакомление врачей-рентгенологов с классификацией ВОЗ 2015, терминологией и компьютерно-томографическими диагностическими критериями различных типов аденокарциномы легкого.
СЕРДЦЕ И СОСУДЫ
Цель исследования: cравнение протоколов МСКТ-аортографии с кардиосинхронизацией и их модификация для снижения лучевой и йодной нагрузки на пациента.
Материал и методы. В ФГБНУ “Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского” была выполнена МСКТ-аортография 95 пациентам (57 мужчин и 38 женщин, средний возраст составил 61,4 ± 15,6 года) с использованием протоколов двух- и трехзонного сканирования и выбором значения напряжения на рентгеновской трубке (80 и 100 kV) в зависимости от антропометрических характеристик пациента, а именно индекса массы тела (ИМТ). Были проведены сравнение параметров DLP (Dose Length Product, произведение дозы на длину) – поглощенная доза за все МСКТ-исследование с учетом протяженности области сканирования и количества повторных сканирований), эффективной дозы (Е), времени и протяженности сканирования, а также подсчет количества вводимого контрастного препарата между группами, обследованными с применением двух- и трехзонного протокола при напряжении на рентгеновской трубке 80 и 100 kV.
Результаты. Анализ полученных данных показал, что значения DLP и E были статистически достоверно ниже при использовании протокола МСКТ-аортографии, состоящего из трех зон сканирования (при 80 kV p = 0,008, при 100 kV р < 0,001). При этом отсутствовала достоверная разница протяженности области исследования в группах с одинаковым напряжением на рентгеновской трубке (р = 0,55), в группе с трехзонным протоколом время сканирования было достоверно ниже (р < 0,001) и составляло 9,4 ± 0,5 с / 10,24 ± 0,9 с (80 kV / 100 kV), что позволило существенно снизить лучевую нагрузку (до 40%) и объем вводимого контрастного препарата (на 20%).
Заключение. Использование трехзонного протокола МСКТ-аортографии с индивидуальным выбором напряжения на рентгеновской трубке оправданно и позволяет значительно снизить лучевую и йодную нагрузку в сравнении с двухзонным cканированием при сохранении высокого качества получаемых изображений.
Цель исследования: 1. Сравнить эхокардиографические показатели времени ускорения (АТ), соотношения времени ускорения к общему времени выброса левого желудочка (AT/ET) и общего времени выброса левого желудочка (ЕТ) с данными прямой катетеризации сердца и оценить предсказательную способность тяжелого аортального стеноза (АС) у пациентов с сохраненным ударным объемом ЛЖ и высокими трансаортальными градиентами. 2. Определить пороговые значения для показателей АТ и АТ/ЕТ в диагностике тяжелого АС.
Материал и методы. Проспективно собраны данные 75 пациентов, средний возраст 72 ± 6 лет, которым планировалась транскатетерная имплантация аортального клапана (АК). Критерии включения: изолированный стеноз АК с эхокардиографическими характеристиками, соответствующими тяжелому стенозу с сохраненным ударным объемом ЛЖ и высокими трансаортальными градиентами. Всем исследуемым перед транскатетерной имплантацией АК проводили катетеризацию сердца с измерением показателей, необходимых для оценки тяжести АС.
Результаты. Анализ линейной регрессии продемонстрировал статистически значимую корреляционную связь между показателями АT и AT/ET, р < 0,05. Кривая ROC-анализа продемонстрировала наибольшую диагностическую способность в оценке тяжести АС для показателя AT/ET, значение площади под кривой AUC 87 (р < 0,001), несколько меньшую диагностическую способность для показателя АТ, значение под кривой АUC 0,8 (р < 0,001). Чувствительность и специфичность показателя AT/ET в определении тяжелого АС составили 84 и 79% соответственно, для показателя АТ чувствительность – 82% и специфичность – 46%. Были выявлены пороговые значения для показателя АТ и АТ/ЕТ в определении тяжелого стеноза АК – 105 и 0,35 мс соответственно.
Выводы. 1. Эхокардиографические показатели АТ и АТ/ЕТ обладают сильной корреляционной связью с данными катетеризации и высокой предсказательной способностью тяжелого АС у пациентов с сохраненным ударным объемом ЛЖ и высокими трансаортальными градиентами. 2. Пороговые значения показателей АТ 105 мс и АТ/ЕТ 0,35 мс могут с высокой долей вероятности диагностировать тяжелый АС.
Введение. Уровень перфузии головного мозга у пациентов с мультифокальным атеросклерозом зависит не только от ограничения кровотока по каротидным артериям, но и от степени изменений миокарда. Цель исследования: определить наличие связи между показателями регионарного мозгового кровотока по данным ОФЭКТ и эхокардиографическими параметрами сердечной деятельности и проанализировать механизм их взаимоотношений.
Материал и методы. Обследовано 22 пациента (18 мужчин и 4 женщины в возрасте 64 ± 6,5 года) с признаками хронической сердечной недостаточности (ХСН) и мультифокальным атеросклерозом с поражением каротидных и коронарных артерий, подвергшихся симультанному хирургическому вмешательству. Всем пациентам выполнялось эхокардиографическое исследование сердца и ОФЭКТ головного мозга.
Результаты. Выявлены умеренные прямые корреляционные связи между показателями регионарного мозгового кровотока (рМК) и фракцией выброса (ФВ) (p = 0,009307), УО/КДО (p = 0,012431); умеренные обратные корреляционные связи между показателями рМК и УО (p = 0,002913), КДО (p = 0,031737), КСО (p = 0,016483), КСО/КДО (p = 0,010645), КСО/УО (p = 0,007255). В послеоперационном периоде выявлена умеренная прямая корреляционная связь показателей когнитивного статуса и показателей перфузии головного мозга в правой затылочной, теменной и лобной доле (p = 0,021162, R = 0,511475).
Заключение. Изученные нами эхокардиографические параметры у пациентов с ХСН кореллируют с показателями регионарного мозгового кровотока, причем эта связь в большей степени выражена не для ФВ, а прослеживается между параметрами КДО, КСО и их соотношением по принципу “золотой пропорции”. Полученные данные по перфузии головного мозга методом ОФЭКТ связаны с показателями сердечной деятельности и отражают тяжесть ХСН.
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) относятся к социально значимым заболеваниям и являются одной из основных причин смертности среди женщин. Отсутствие эффективных и унифицированных методов скрининга препятствует уменьшению заболеваемости и распространенности ССЗ и смертности от них. Сосудистые кальцинаты в молочной железе могут стать одним из доступных инструментов страти фикации риска ССЗ. Патогенез кальциноза средней оболочки артерий, известный как артериокальциноз Менкеберга, отличается от патогенеза атеросклероза интимы, возникающего в коронарных артериях. Тем не менее исследования подтверждают корреляцию между сосудистыми кальцинатами в молочной железе и факторами риска ССЗ. К таким факторам относится атеросклероз коронарных артерий, выявляемый с помощью КТ-коронарографии.
Цель работы: изучение связи сосудистых кальцинатов в молочной железе с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний, атеросклерозом коронарных артерий, брахиоцефальных артерий и висцеральных ветвей брюшной аорты.
Материал и методы. 21 пациентка, находящаяся на стационарном лечении в отделении кардиологии, была обследована на наличие сосудистых кальцинатов в молочных железах с помощью цифровой маммографии. Также всем пациенткам была выполнена КТ-коронарография с ангиографией брюшной аорты.
Результаты. Применение W-критерия Уилкоксона–Манна–Уитни при ненормальном распределении показало взаимосвязь между наличием сосудистых кальцинатов в молочной железе и кальциевым индексом (р = 0,0028), стенозами коронарных артерий (р = 0,040), кальцинозом стенки грудной аорты (р = 0,035) и стенозами висцеральных ветвей брюшной аорты (р = 0,037).
Заключение. Наличие кальцинатов в стенках сосудов молочных желез коррелирует с более частым выявлением кальцинатов в стенках коронарных артерий и более высоким кальциевым индексом.
МОЛОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА
Атипичная дуктальная гиперплазия это пролиферация мономорфных, расположенных на одном уровне клеток, включая терминальную дольково-протоковую единицу. Термин “атипичная дуктальная гиперплазия” определяет группу образований с комбинацией определенных специфических структурных и цитологических особенностей, которые предполагают высокий риск последующего рака молочной железы.
Описан случай визуализации атипичной дуктальной гиперплазии молочной железы с нарушением тканевой архитектоники в виде симптома “лучистости” у пациентки с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом на ультразвуковой системе Siemens Acuson S2000 с помощью автоматизированного объемного сканера для молочной железы ABVS (Automated Breast Volume Scanner).
БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ И ЗАБРЮШИННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Цель исследования: найти типичные компьютерно-томографические признаки пиелосинусных рефлюксов при небольшом объеме экстравазации мочи.
Материал и методы. Проанализированы 8 наблюдений, в которых имела место экстравазация мочи в почечный синус, выявленная при КТ.
Результаты. В 6 случаях изменения были справа, в 2 – слева. Причиной острой обструкции мочевых путей в 4 наблюдениях были камни мочеточников, в 2 наблюдениях имело место сдавление мочеточника извне опухолью малого таза. В 2 случаях уже через сутки после разрешения почечной обструкции контрастированная моча за пределами чашечно-лоханочной системы не определялась. Дополнительными находками были: перегиб мочеточника в 2 случаях, кисты почечного синуса в 4 случаях. В 4 наблюдениях обращала на себя внимание картина “диссекции” лоханки почки в выделительную фазу, которая заключалась в наличии тонкой прослойки, “делящей” контрастированное содержимое лоханки на две части.
Выводы. 1. Выявление картины “псевдодиссекции” лоханки является практически патогномоничным
компьютерно-томографическим симптомом экстравазации мочи в результате пиелосинусного рефлюкса
и разрыва чашек или лоханки.
2. Разрешение мочеточниковой обструкции может приводить к полной нормализации компьютерно-томографической картины в течение суток.
3. Перегиб мочеточника, кисты синуса почки, возможно, являются провоцирующими факторами экстравазации мочи при острой мочеточниковой обструкции, однако это требует дальнейшего изучения.
Острый панкреатит является одним из самых часто встречающихся острых заболеваний органов брюшной полости с широким спектром симптомов, которые варьируются по тяжести от легкого интерстициального воспаления железы до тяжелых форм со значительными региональными и системными осложнениями. Несмотря на улучшения в лечении и оказании неотложной помощи, тяжелый острый панкреатит по-прежнему связан с высокими показателями смертности. “Золотым стандартом” его диагностики уже долгое время является компьютерная томография (КТ) с внутривенным контрастированием. Несмотря на это, в современной литературе и методических рекомендациях сохраняются неточности в терминологии выявляемых изменений, часто влияющих на выбор метода лечения и прогноз заболевания.
В нашей работе рассматривается рентгенологический аспект терминологии и классификации характерных проявлений острого панкреатита и панкреонекроза. Обсуждены рекомендации и показания к проведению КТ- и МРТ-исследований, а также их методология. Положения обзора проиллюстрированы КТ- и МРТ-изображениями наиболее ярких и значимых изменений в рамках заболевания из архива авторов для большей наглядности.
Цель данного исследования – структурировать различные данные отечественной и зарубежной литературы для формирования более полной и четкой картины различных фаз течения острого панкреатита, главным образом, за счет характеристики их проявлений и осложнений с помощью лучевых методов исследования.
ISSN 2408-9516 (Online)