ГОЛОВА И ШЕЯ
Цель исследования: изучение возможностей протонной 3D-МР-спектроскопии в диагностике первичных глиальных опухолей головного мозга.
Материал и методы. Всего было обследовано 63 пациента в возрасте от 20 до 60 лет с глиальными опухолями головного мозга различной степени злокачественности. Были оценены индексы соотношений основных метаболитов в опухолевой ткани и их сравнение с метаболитами, полученными в сером и белом веществе противоположного полушария мозга. Индексы соотношений основных метаболитов: Cho/Cr, NAA/Cr, Cho/NAA имели достоверные (p < 0,005) различия при сравнении глиом низкой и высокой степени злокачественности.
Результаты. Полученные данные доказывают эффективность метода протонной 3D-МР-спектроскопии в определении степени анаплазии глиальных опухолей головного мозга.
Цель исследования: изучить возможности однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ) с 99mTс-МИБИ на этапах предоперационного лечения больных раком гортани и гортаноглотки.
Материал и методы. В исследование включено 28 больных раком гортани/гортаноглотки Т2–3N0–2М0 стадии опухолевого процесса. ОФЭКТ с 99mTс-МИБИ проводилась всем пациентам на этапах предоперационного лечения с последующим расчетом полуколичественных индексов.
Результаты. При сравнении пациентов с полной регрессией и стабилизацией процесса наблюдалась статистически достоверная разница индекса ретенции (р = 0,02). Более низкий индекс ретенции, а значит, меньшая скорость выведения радиофармпрепарата (РФП) из опухолевой ткани наблюдается у пациентов с более выраженным клиническим эффектом от предоперационного лечения. У больных с отсутствием эффекта предоперационной терапии скорость выведения радиоиндикатора из опухоли была быстрее. При анализе отдаленных результатов наблюдения за больными отмечено, что в группе пациентов без прогрессирования уровень накопления РФП в опухолевой ткани после проведенной неоадъювантной химиотерапии был значительно ниже, чем в группе больных, у которых впоследствии было отмечено прогрессирование заболевания. Кроме того, изменение аккумуляции радиоиндикатора после предоперационной химиотерапии характеризовалось увеличением интенсивности в группе больных с прогрессированием и, наоборот, снижением захвата РФП в группе без прогрессирования.
Заключение. Метод ОФЭКТ с 99mTс-МИБИ может проводиться для динамического наблюдения за изменением опухолевой ткани в процессе лечения у больных раком гортани/гортаноглотки. Полу коли чественные индексы могут быть использованы в качестве предсказательных критериев результатов предоперационного лечения, а также в качестве прогностических критериев при наблюдении за такими пациентами.
СРЕДОСТЕНИЕ
Карцинома, или рак, пищевода до сих пор остается злокачественным заболеванием с неблагоприятным прогнозом, общая пятилетняя выживаемость при данном заболевании колеблется от 15 до 20%. Рак пищевода является восьмой по распространенности и шестой наиболее частой причиной смерти среди онкологических заболеваний. Основной задачей диагностики опухолей пищевода является оценка распространенности патологического процесса с целью определения наиболее оптимального вида лечебной помощи. В настоящее время эндоскопическая ультрасонография (ЭУС) считается методом выбора в определении Т-критерия первичной опухоли. Более того, в нескольких исследованиях было показано, что лучшие результаты в N-стадировании достигались с помощью ЭУС c тонкоигольной аспирационной биопсией. При этом МРТ пищевода считается технически сложной процедурой из-за трудностей при визуализации пищевода вследствие движения органов. Двигательные и потоковые артефакты, возникающие при сердцебиениях и пульсации аорты и сосудов легких, существенно снижают качество изображений. Тем не менее появление в последнее десятилетие некоторых технических новшеств может существенно снизить влияние артефактов движения на качество изображений. Например, влияние дыхательных движений может быть нивелировано с помощью предложенной последовательности r-VIBE (radial VIBE), при которой сканирование и сбор данных происходят при свободном дыхании пациента. Однако для получения качественных изображений пищевода и соответственно точного стадирования рака пищевода необходимо применение различных последовательностей; в протоколе сканирования обязательно должны присутствовать
Т2ВИ в нескольких проекциях и с высоким разрешением, ДВИ и Т1ВИ с динамическим контрастным усилением. Применение новых технологий сбора данных при МРТ позволило проводить исследование пищевода экспертного уровня и с большой точностью оценивать местную распространенность процесса. Также в последние годы был достигнут значимый прогресс при использовании МРТ для оценки N-стадии при раке пищевода. К сожалению, методологически не выработано единого подхода для использования последовательностей при МРТ пищевода, что существенно затрудняет проведение статистически достоверного метаанализа.
Создание условий для эффективного лечения больных раком пищевода диктует необходимость в разработке предикторов эффективности неоадъювантной химиолучевой терапии (НХЛТ), которые позволили бы надежно определить вероятность и степень ответа опухоли на проводимое лечение до его начала, а также в создании достоверных критериев ответа опухоли в ранние сроки после проведения НХЛТ на основе объективных данных медицинской визуализации.
Другой задачей является создание протокола сканирования с нивелированием артефактов, что позволит точно определять степень распространенности поражения. Кроме того, необходимо изучать возможности МРТ в стадировании опухолевого процесса, в сопоставлении с результатами, полученными при проведении ЭУС, КТ, ПЭТ-КТ в виде проспективного исследования с большой выборкой пациентов.
СЕРДЦЕ И СОСУДЫ
Цель исследования: выявить клинические и морфофункциональные особенности у пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) на фоне сердечной ресинхронизирующей терапии (СРТ) в зависимости от наличия септального флеша (SF).
Материал и методы. В исследование было включено 60 пациентов со II–IV функциональным классом ХСН по классификации NYHA (92,0% мужчин, 8,0% женщин, средний возраст 54,5 ± 10,4 года), 70,0% имели блокаду левой ножки пучка Гиса (БЛНПГ). Обследование проводили перед постановкой кардиостимулятора, на контрольной явке в сроке 10,6 ± 3,6 мес. SF – механическая аномалия движения межжелудочковой перегородки (МЖП) – определялся по данным отслеживания движения пятна (STE) и тканевой допплерографии (TDI). Пациенты с наличием SF составили 1-ю группу наблюдения (n = 10), пациенты без SF – 2-ю группу (n = 50).
Результаты. Исходно группы были сопоставимы по основным клиническим характеристикам, в том числе по наличию БЛНПГ и ширине комплекса QRS. Механическая межжелудочковая задержка была большей в 1-й группе (65,5 мс [53,5; 95,5] и 31,0 мс [15,0; 64,5]; р = 0,026). Задержки продольной деформации (Longitu dinal strain, LS) по STE (257,5 мс [156,3; 293,8] и 323,5 мс [262,5; 377,8]; р = 0,024) и LS по TDI (204,0 мс [170,8; 260,3] и 434,0 мс [370,0; 489,0]; р < 0,001) были статистически значимо меньшими в группе с наличием SF при оценке базального сегмента МЖП. По данным логистической регрессии сочетание LS апикального сегмента МЖП по STE (ОШ 0,607; 95% ДИ 0,369–0,989; р = 0,048) и задержки LS базального сегмента МЖП по TDI (ОШ 0,969; 95% ДИ 0,0945–0,993; р = 0,011) имело независимую связь с наличием SF. При проведении ROC-анализа чувствительность и специфичность этой модели в определении SF составили 87,5 и 86,5% соответственно (AUC = 0,939; р < 0,01). Средние изменения конечного систолического объема (КСО) левого желудочка (ЛЖ) (52,0 [32,5; 72,8] и 19,0 [1,3; 40,0]; р = 0,002) и фракции выброса (ФВ) ЛЖ (13,0 [5,5; 18,8] и 4,0 [2,0; 9,0]; р = 0,002) были статистически значимо большими у пациентов с наличием SF. Все пациенты 1-й группы имели суперответ на СРТ (уменьшение КСО ЛЖ ≥30%); 42,0% пациентов 2-й группы были суперреспон дерами (р < 0,001).
Заключение. SF может определяться по данным STE и TDI с высокой степенью достоверности. SF ассоциирован с выраженной механической межжелудочковой диссинхронией и суперответом на СРТ. Больные с SF имеют достоверно лучшую динамику ФВ ЛЖ на фоне СРТ.
БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ
Цель исследования: определить возможности МСКТ в выявлении и диагностике осложнений дивертикулеза.
Материал и методы. МСКТ выполняли на аппарате Toshiba Aqullion 64 с коллимацией среза 0,5–1 мм с многофазным контрастным усилением и дальнейшим многоплоскостным переформатированием. Проанализированы данные КТ органов брюшной полости 2082 (100%) пациентов за 2016–2018 гг. в ГБУЗ “ГКБ имени М.Е. Жадкевича”, из них 841 (40%) – по экстренным показаниям.
Результаты. Дивертикулы кишечника выявлены у 239 (11%) пациентов. КТ-признаки дивертикулита обнаружены у 36 (1,7%) обследуемых: 19 (0,9%) женщин в возрасте от 54 лет до 91 года и 17 (0,8%) мужчин в возрасте от 27 до 88 лет.
При поступлении в стационар все пациенты (36 человек, 100%) с КТ-признаками дивертикулита предъявляли жалобы на сильные боли в животе: с локализацией в левой подвздошной и надлобковой областях – 22 (61%) пациента, в правой подвздошной и надлобковой областях – 2 (5,5%), остальные 12 (33,5%) обследуемых жаловались на боли в животе без четкой локализации.
Локализация дивертикулита в сигмовидной кишке имела место в 22 (61%) случаях, в нисходящем отделе ободочной кишки – в 13 (36%). В 1 (3%) наблюдении дивертикулит выявлен в терминальном отделе тощей кишки.
Околокишечный инфильтрат имелся у 16 (44%) па циентов, с признаками абсцедирования – у 4 (11%), перитонит наблюдался у 2 (5,5%) обследуемых в сочетании с признаками кишечной непроходимости. Перфорация с наличием большого количества свободного газа выявлена в 1 (3%) случае, микроперфорации – в 12 (33,5%). Небольшое количество свободной жидкости в брюшной полости обнаружено у 18 (50%) пациентов.
Заключение. Своевременная диагностика осложненной дивертикулярной болезни имеет решающее значение. МСКТ обладает высокой чувствительностью и специфичностью в диагностике флегмон и абсцессов брюшной полости, перфорации кишечной стенки, перитонита, кровотечения и непроходимости кишечника.
Неосложненные дивертикулы тонкой кишки бессимптомны, крайне редко встречаются в повседневной практике и чаще всего выявляются уже при развитии осложнений, таких как перфорация и абсцедирование. Диагностика осложненных дивертикулов тонкой кишки затруднена из-за множества других, более часто встречающихся причин острого живота, недостаточного использования возможностей методов лучевой диагностики, отсутствия возможности применения и правильной интерпретации результатов инструментальных и специальных методов исследований. В статье приводится клиническое наблюдение перфорации дивертикула тощей кишки. Представлены результаты эффективной КТ-диагностики и успешного оперативного вмешательства: лапароскопической резекции тощей кишки с формированием первичного аппаратного интракорпорального энтероэнтероанастомоза “бок в бок”.
Острая сосудистая патология кишечника – это понятие, объединяющее ряд состояний, развивающихся из-за недостаточного поступления к тканям кислорода и питательных веществ. Одним из таких состояний является острое нарушение мезентериального кровообращения (ОНМК). Диагностика ОНМК связана с решением целого ряда вопросов, при получении ответа на которые КТ-ангиография является основным методом. Лечение больных зависит от формы течения и стадии заболевания. Представляем наблюдение нарушения мезентериального кровообращения у мужчины на фоне отравления суррогатами алкоголя.
МАЛЫЙ ТАЗ
В статье рассматриваются современные достижения лучевой диагностики при обследовании пациентов с предполагаемым и верифицированным раком шейки матки (РШМ). Подробно описываются возможности магнитно-резонансной томографии в первичной диагностике заболевания и оценке эффекта проведенного неоадъювантного лечения, обсуждаются условия и оптимальная методика проведения исследования, а также принципы интерпретации полученных данных. Рассмотрены основные прогностические факторы при РШМ, а также приведен краткий обзор существующих методов лечения на различных стадиях заболевания.
В статье представлен подробный анализ положений методических рекомендаций Европейского общества урогенитальной радиологии и Американского радиологического колледжа по МР-диагностике рака предстательной железы PI-RADS v2.1, вышедших в свет в 2019 г. Структурированы отдельные разрозненные положения рекомендаций в разделы, посвященные получению данных, порядку их интерпретации, системе определения категории, определяющей уровень подозрительности на наличие рака предстательной железы у пациента. Статья иллюстрирована оригинальными клиническими наблюдениями, демонстрирующими основные положения классификации. Такая систематизация поможет читателю в изучении и освоении данных рекомендаций. В конце статьи выделены те положения документа, которые отличают его от предыдущей версии – PI-RADS v2.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель исследования: поиск дополнительных диагностических методик, позволяющих уточнять природу новообразований мягких тканей, дифференцировать злокачественные и доброкачественные процессы этой локализации.
Материал и методы. С помощью мультипараметрической эхографии обследовано 514 больных со злокачественными (243 – 55,7%) и доброкачественными (193 – 44,3%) опухолевыми, а также неопухолевыми (78 – 15,2%) заболеваниями. Во всех случаях использованы серошкальная визуализация, цветовое допплеровское картирование, энергетический допплер, изучались спектральные характеристики кровотока зоны изменений. В 87 (16,9%) наблюдениях применен функциональный сосудистый тест.
Результаты. Расчет показателей информативности эхографии в диагностике сарком без учета использования сосудистого теста и при учете его данных показал возрастание с его помощью специфичности и диагностической точности при стабильности в целом чувствительности всего эхографического комплекса. Чувствительность составила 92,7 и 92,7%, специфичность – 87,1 и 98,9%, точность – 84,8 и 91,1% соответственно (включение в рассмотрение воспалительных процессов привело к недостоверности полученных результатов).
Заключение. Сосудистый тест повышает показатели диагностической информативности эхографического комплекса, но его целесообразно применять при исключении неопухолевых изменений и с учетом возможной разницы в дифференцировке отдельных составных частей новообразования.
Цель исследования: осуществить синтез комплекса Mn(II) с димер каптоянтарной кислотой (ДМСА), средствами квантово-химического анализа оценить наиболее устойчивую структуру комплекса Mn с ДМСА и изучить накопление и контрастирующие свойства этого контраста-парамагнетика в структурах опухолевых и нормальных тканей у животных – ветеринарных пациентов (кошек с опухолями).
Материал и методы. Синтез 2,3-димеркаптоянтарной кислоты (COOH-CHSH-CHSH-COOH) был осуществлен по модифицированной методике А.И. Бусева. По данным фантомных экспериментов определяли релаксивность R1. Визуализирующие возможности 0,5 М раствора Mn-(ДМСА)2 оценивали при МРТ в Т1-взвешенном спин-эхо режиме МРТ у животных – ветеринарных пациентов (кошек) с опухолями (ангиофибромы и фиброаденомы, 9 животных).
Результаты. В результате квантово-химического анализа было установлено, что наиболее устойчивой является молекула комплекса Mn-(ДМСА)2. Релаксивность R1 комплекса Mn-(ДМСА)2 в водном растворе оказалась 3,2 1/(мМ•с), что соответствовало ранее полученным результатам. В норме Mn-(ДМСА)2 обеспечивает выраженное усиление паренхимы почек и умеренное – ткани печени, селезенки и тел позвонков. У животных с опухолями Mn-(ДМСА)2 выраженно усиливал Т1-взвешенное МРТ-изображение как периферических (индекс усиления = 1,87 ± 0,09, p < 0,01), так и центральных (индекс усиления = 1,59 ± 0,07, p < 0,01) отделов опухолей.
Заключение. Визуализационные свойства Mn-(ДМСА)2 указывают на возможность создания на основе комплексов марганца парамагнитных контрастных препаратов, тропных к новообразованиям. Целесообразно дальнейшее исследование Mn-(ДМСА)2 для создания парамагнитного контрастного препарата.
ЛЮДИ, ОСТАВИВШИЕ ЯРКИЙ СЛЕД В ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ
В статье отмечены основные даты жизни и научного творчества профессора В.А. Фанарджяна (1898–1976). В 1926 г. он организовал первое в Армении рентгенорадиологическое отделение, а в 1927 г. – кафедру рентгенологии в Ереванском медицинском институте, которой заведовал почти 50 лет. С 1946 г. являлся директором организованного им Института рентгенологии и онкологии М3 Армянской ССР. После смерти В.А. Фанарджяна институту было присвоено его имя. В 1956–1963 гг. избирался членом Президиума и академиком-секретарем отделения медико-биологических наук АН Армянской ССР. В. А. Фанарджян – автор 150 работ, в том числе 20 монографий, руководств и учебников. Он установил связь между изменениями формы луковицы двенадцатиперстной кишки и локализацией язвенной ниши (“закономерность Фанарджяна”). Анализируются его исследования, посвященные проблемам рентгенодиагностики гастрита, язвы желудка, рака желудка и пищевода, огнестрельных повреждений черепа, заболеваний сердца, органов дыхания, толстой кишки, вопросам применения бронхографии, ангиокардиографии, флюорографии, рентгенокимографии, проблемам лучевой терапии рака различных локализаций, биологического действия ионизирующего излучения. В.А. Фанарджян избирался почетным членом правления Всесоюзного общества рентгенологов и радиологов, председателем правления Общества рентгенологов, радиологов и онкологов Армянской ССР, был ответственным редактором “Журнала экспериментальной и клинической медицины” АН Армянской ССР, редактором редотдела “Медицинская радиология” БМЭ. Ученый награжден орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и “Знак Почета”, а также различными медалями.
ISSN 2408-9516 (Online)