Preview

Медицинская визуализация

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Влияние объема постдипломного образования врачей-рентгенологов на количество диагностических ошибок

https://doi.org/10.24835/1607-0763-2018-3-109-117

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. В последние годы все чаще возникает вопрос о качестве и формате постдипломного образования врачей. Разработка профессиональных стандартов и переход на систему непрерывного профессионального образования позволили профессиональным сообществам поднять вопросы качества современного образования, однако четкие доказательства зависимости уровня образования и качества оказываемой медицинской помощи в доступной литературе не представлены. Мы провели исследование зависимости продолжительности постдипломного образования врачей и качества их работы.

Материал и методы. Проанализированы данные по образованию и фактической работе 85 врачей-рентгенологов амбулаторно-поликлинических медицинских организаций Департамента здравоохранения г. Москвы. По результатам аудита рентгенологических исследований (КТ, МРТ, маммография), проведенного в системе “Единый радиологический информационный сервис” специалистами ГБУЗ “НПЦМР ДЗМ”, сформирована итоговая оценка работы каждого врача-рентгенолога, которая отражает наличие или отсутствие диагностических расхождений.

Результаты. Сравнили показатели диагностических ошибок в зависимости от возраста врачей, общего врачебного стажа и стажа работы врачом-рентгенологом, продолжительности постдипломного образования по клинической специальности и по специальности “рентгенология”. В результате проведенного анализа было выявлено, что рост доли диагностических расхождений напрямую связан с увеличением возраста врача и не зависит как от общего врачебного стажа, так и от времени работы по специальности. Различия между группами врачей, имеющих наибольший 4,10% (профессиональная переподготовка после клинической ординатуры) и наименьший 1,84% (клиническое образование + рентгенология) процент клинически значимых расхождений, являются статистически значимыми (p = 0,05 при нормативном значении критерия Стьюдента 2,16).

Заключение. Обратная зависимость между продолжительностью обучения врача-рентгенолога по специальности и долей диагностических ошибок может служить значимым обоснованием для внесения предложений по исключению профессиональной переподготовки в течение 576 ч для допуска к профессиональной деятельности врачей-рентгенологов.

Об авторах

С. П. Морозов
ГБУЗ “Научно-практический центр медицинской радиологии ДЗМ”
Россия

Морозов Сергей Павлович – доктор медицинских наук, профессор, директор

Москва



А. В. Квасюк
ГБУЗ “Научно-практический центр медицинской радиологии ДЗМ”
Россия

Квасюк Алексей Владимирович – аналитик ОМО

Москва



Н. Н. Ветшева
ГБУЗ “Научно-практический центр медицинской радиологии ДЗМ”
Россия

Ветшева Наталья Николаевна – доктор медицинских наук, заместитель директора по медицинской части

109029 Москва, Средняя Калитниковская ул., д.28, стр. 1



Н. В. Ледихова
ГБУЗ “Научно-практический центр медицинской радиологии ДЗМ”
Россия

Ледихова Наталья Владимировна – заведующая консультативным отделением

Москва



Д. Н. Курешова
ГБУЗ “Городская поликлиника №11 ДЗМ”
Россия

Курешова Дарья Николаевна – заведующая отделением лучевой диагностики

Москва



Список литературы

1. Тягунов Д.В., Самойличенко А.Н. Характеристика дефектов оказания медицинской помощи по материалам комиссионных судебно-медицинских экспертиз. Медицинское право. 2008; 4: 26–29.

2. Ветшева Н.Н., Трофименко И.А., Морозов С.П., Низовцова Л.А., Ким С.Ю., Фисенко Е.П. Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017; 2–3 (28–29): 60–68.

3. Большакова Т.В. Специфика врачебной деятельности. [Интернет]. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1595 (Дата обращения 23.06.2016).

4. Лаврентьева Н.Н., Миронов И.Л., Ратников Л.И., Шип С.А. Студенческая наука как ключевой фактор процесса модернизации современного российского медицинского образования. Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2013; 3: 129–132.

5. Абрамов А.А. Результаты анкетирования врачей-стоматологов, обучающихся в интернатуре Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Проблемы стоматологии. 2007; 3: 48–49.

6. Михайлов М.К. Роль и место лучевой диагностики в современных условиях. Практическая медицина. 2010; 2 (41): 15–19.

7. Берхов Е.И., Витько Н.К., Коробов М.В., Овчинников В.Ю. Роль компьютерной томографии в алгоритме диагностики обтурационной кишечной непроходимости опухолевого генеза. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2010; 2: 77–79.

8. Худяшев С.А. Методы лучевой диагностики в определении тактики хирургического лечения онкоурологических больных: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Институт повышения квалификации федерального медико-биологического агентства. М., 2010.

9. Кармазановский Г.Г., Ледовский А.В., Савченко С.Н., Маклакова Е.В., Гусева Е.Б. Критерии оценки эффективности томографических исследований, показания к дистанционному консультированию. Медицинская визуализация. 2016; 2: 138–142.

10. Corrias G., Monti S., Horvat N., Tang L., Basturk O., Saba L., Mannelli L. Imaging features of malignant abdominal neuroendocrine tumors with rare presentation. Clin. Imaging. 2018; 51: 59–64.

11. Захаров И.С., Колпинский Г.И., Ушакова Г.А., Каган Е.С. Оценка роли количественной томографии в прогнозировании остеопоротических переломов позвонков. Политравма. 2015; 4: 28–32.

12. Krabbe S., Шstergaard M., Eshed I., Sшrensen I.J., Jensen B., Mшller J.M., Balding L., Madsen O.R., Asmussen K., Eng G., Jшrgensen N.R., Pe der sen S.J.Whole-body. Magnetic Resonance Imaging in Axial Spondyloarthritis: Reduction of Sacroiliac, Spinal, and Entheseal Inflammation in a Placebo-controlled Trial of Adalimuma. J. Rheumatol. 2018, 45 (5): 621–629.

13. Низовцова Л.А., Тюрин И.Е., Синицын В.Е., Морозов С.П. Профессиональный стандарт и нерешенные вопросы профессионального образования врача-рентгенолога. Вестник рентгенологии и радиологии. 2016; 97 (5): 314–318.

14. Приказ Минздравсоцразвития России от 5.12.2011 г. №1476н “Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)”.

15. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 г. №1258 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры”.

16. Халафян А.А. Современные статистические методы медицинских исследований. М.: Ленанд, 2014.

17. Попович В.К., Шикина И.Б., Турчиев А.Г., Бакланова Т.Н. Роль медицинских кадров при реализации политики в области качества медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения. 2011; 17 (1): 15.

18. Хлапов А.Л., Камаев И.А., Поздеева Т.В., Иванов М.А. Анализ структуры и квалификации медицинских кадров в России и за рубежом. Общественное здоровье и здравоохранение. 2013; 1: 37–40.

19. Варшавский Ю.В., Китаев В.В., Ершов В.В. Проблемы правового обеспечения профессиональной деятельности специалистов лучевой диагностики. Медицинский алфавит. 2010; 1 (6): 14–16.

20. Абакаров С.И., Вагнер В.Д., Сорокин Д.В., Абакарова Д.С., Арутюнов Д.С. Балльно-накопительная система сертификации как фактор совершенствования непрерывного профессионального образования врачей-стоматологов диагностики. Институт стоматологии. 2011; 4: 14–15.

21. Шехтман А.Г. Современные требования к подготовке врачей-рентгенологов. Cовременные тенденции развития науки и технологий. 2015; 1–3: 95–97.

22. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика. М.: БИНОМ, 2013. 493 с.

23. Вольхин С.Н., Галкина Т.Э. Нормативно-правовые и социально-педагогические основы функционирования системы дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. Социальная политика и социология. 2013; 3–2 (95): 34–47.

24. Сибурина Т.А. Мобилизация творческого потенциала вра чебных кадров – стратегическое направление кад ровой политики в здравоохранении. Электронный научный журнал “Социальные аспекты здоровья населения”. 2016; 4: 1–16. DOI: 10.21045/2071-5021-2016-50-4-10.

25. Стрыгин А.В. Основные направления совершенствования организации работы службы лучевой диагностики в субъекте Российской Федерации. Хирургия позвоночника. 2009; 3: 84–92.

26. Александровский А.А., Лещанкина Н.Ю., Столя рова В.В., Селезнева Н.М., Гераськин А.Е. Еще раз о непрерывном медицинском образовании и врачебных ошибках. Московская медицина. 2016; s1 (12): 71–72.


Для цитирования:


Морозов С.П., Квасюк А.В., Ветшева Н.Н., Ледихова Н.В., Курешова Д.Н. Влияние объема постдипломного образования врачей-рентгенологов на количество диагностических ошибок. Медицинская визуализация. 2018;(3):109-117. https://doi.org/10.24835/1607-0763-2018-3-109-117

For citation:


Morozov S.Р., Kvasyuk A.V., Vetsheva N.N., Ledikhova N.V., Kureshova D.N. Influence of the content of postgraduate education of radiologists on the number of diagnostic pitfalls. Medical Visualization. 2018;(3):109-117. (In Russ.) https://doi.org/10.24835/1607-0763-2018-3-109-117

Просмотров: 8


ISSN 1607-0763 (Print)
ISSN 2408-9516 (Online)